Бордюры и поребрики: виды и размеры бордюрных камней, технология изготовления и установки + как сделать бордюр своими руками

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые: БР — рядовые;
  • БУ — с уширением;
  • БУП — с прерывистым уширением;
  • БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи

Въездные — БВ;
БК — криволинейные;
Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части

Обычно это подошва

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Для приусадебного участка и дачи

Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бортовых камней. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.

Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.

Размеры садовых бордюров.

Вас также могут заинтересовать размеры тротуарной плитки.

Размеры и характеристики бордюра по ГОСТу

  • БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
  • БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
  • БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
  • БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.

Что собой представляет пластиковый бордюр для дорожек подскажет данный материал.

Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.

ГОСТ бортового камня из горных пород.

ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.

  • БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
  • БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
  • БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
  • БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
  • БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
  • БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
  • БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
  • БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
  • БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
  • БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.

Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.

Размер, объем и масса бортовых камней.

Изготовление бордюрного камня

Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.

Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.

Государственными нормами рекомендуется изготовление бордюрного камня путем вибропрессования.

Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.

Всю информацию про размеры поребрика найдете тут.

Этапы производства

Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.

Монтаж бордюров из бетона

Монтаж собственными силами такого поребрика состоит из нескольких этапов:

  • формируют границу бордюрного ограждения с помощью обычного порошка из мела, рассыпая его полоской;
  • копают мини – траншею по метке, у которой ширина должна немого превышать будущее ограждение. Глубину она должна иметь равную одной трети высоты бордюра. Основание котлована тщательно ровняют;
  • засыпают в него песок и щебень и утрамбовывают;
  • вбивают колышки, натягивают между ними шнур для регулировки высоты бордюра;
  • на подушку из песка и щебня наносят слой раствора. Он должен быть густым наподобие сметаны, чтобы поребрик после установки не плыл;
  • устанавливают на раствор бордюр, подравнивая резиновым молотком по уровню шнура. Чтобы ликвидировать в растворе пустоты, его уплотняют с помощью штыря или куска трубы, опуская их и поднимая;
  • с боков бордюр фиксируют цементным раствором;
  • после того как раствор застынет, расстояние между траншеей и бордюром заполняют песком и грунтом.

Установка садового бордюра

На каждой дорожке должен быть установлен садовый бордюр. Ведь он служит, в первую очередь, укреплением периметра поверхности, замощенной тротуарной плиткой. Также бордюр относят к ландшафтному декору. Мы предлагаем решения таких форматов, как садовый бордюр 1000х200х80, садовый бордюр 500х200х80, садовый бордюр 600х200х80 серого, коричневого и красного цвета. Как правильно проводится установка садового бордюра, будет рассказано в этой статье.

Выбор бордюрного камня для садовых дорожек

Садовый бордюр 1000х200х80 или меньший по длине камень используется для обрамления дорожек на приусадебных участках, а также на городских тротуарах в парковой зоне. Они не предназначены для обрамления и разделения тротуаров и дорог общего пользования, так как не соответствуют формату, установленному законодательно. Тем не менее, они могут выдержать наезд колесом легкового автомобиля.

Для установки предлагается вибропрессованный бордюрный камень разных размеров по длине. Сечение камня 200х80 для дорожки будет достаточным. Вибропрессование, как технология, позволяет изготовить прочный бордюр разного цвета. При этом выцветание такому бордюру не грозит на протяжении всего времени эксплуатации.

Установка садового бордюра своими руками

Даже садовый бордюр, имеющий лишь декоративный предназначение, необходимо усаживать в траншею с цементно-песчаной подушкой. Сам бордюрный камень значительно выше тротуарной плитки, и он должен быть установлен вровень, либо слегка выглядывая над плоскостью садовой дорожки. Соответственно, для садового бордюра необходима траншея. Она также обеспечит устойчивость бордюра.

Процесс установки садового бордюра имеют следующий алгоритм.

1. Разметка площадки.

Первым делом необходимо будет разметить площадку под садовую дорожку с учетом ширины бордюров. Разметка должна производиться с помощью колышков и натянутой веревки. Колышки нужно вбивать не реже, чем через каждый полтора-два метра. При разметке по высоте не забывайте учитывать уклон, с помощью которого будет происходить сток дождевой воды.

2. Выкопка траншеи

В расчёте глубины траншеи учитывается высота бордюрного камня и высота цементно-песчаной подушки. Для садового бордюра цементная подушка должна быть толщиной минимум 30 мм. Соответственно, для бордюрного камня 1000х200х80 (высота 200 мм), который мы хотим пустить вровень с поверхностью тротуарной дорожки, нужно выкопать траншею глубиной шириной 230 мм и минимум 100 мм.

3. Заливка основания и установка садового бордюра

Цементно-песчаную подушку нужно распределить по дну траншеи ровно, ведь все бордюрные камни нам необходимо будет расставить на одной высоте. Как только цементно-песчаная смесь подсохнет и затвердеет, можно будет установить бордюрные камни. С помощью уровня необходимо следить за ровной расстановкой бордюров.

4. Фиксация садового бордюра

С внешней стороны садовой дорожки фиксируем бордюрные камни небольшими лепешками из цементно-песчаной смеси. Лепешки должны быть накиданы минимум на 50 мм высоты бордюрного камня, выглядывающего из земли. Накиданные лепешки нужно будет разровнять, создав уголок в 45 градусов.

Для эстетической красоты после затвердевание цементно-песчаную смесь следует засыпать землей. Закреплённый таким способом садовый бордюр будет крепко скреплять тротуарную дорожку с обеих сторон. Она сможет прослужить вам долгие годы и радовать ваших детей в будущем.

↑ Материалы и рабочий инструментарий

Для создания штучного бордюра собственноручно, понадобится:

  • цемент М400 или М500;
  • щебень, гравий (фракция до 40 мм);
  • крупный речной песок или мытый песок;
  • пластификатор, предназначенный для бетона (вместо него допустимо использовать моющее вещество в жидком виде);
  • большой объём воды;
  • краситель для бетона (если возникнет надобность).

При производстве монолитного варианта, к ресурсам, названным выше, следует добавить ещё ресурсы для создания опалубки. Её вполне допустимо сделать из листового материала высокой плотности с гладкой ровной поверхностью. Можно приобрести готовую конструкцию, созданную на заводе. Чтобы надёжно зафиксировать отдельные детали опалубки, надо запастись штырями, брусками, гвоздями.

Конструкция, созданная из бетона, усиливается путём применения арматуры с наличием диаметра одного прута 6 мм. Она соединяется посредством специализированной вязальной проволоки. В процессе работы потребуются следующие вспомогательные инструменты:

  • бетономешалка;
  • вибрационный агрегат;
  • резервуар;
  • формы, в которые заливается бетон;
  • рулетка для текущих измерений, уровень;
  • мастерок, лопата, шпатель;
  • для опалубки сборного типа понадобится шнур, ножовка, молоток.
Популярные статьи  Ревизионные сантехнические люки для ванной и туалета: виды, правила размещения, особенности монтирования

Виды и назначение стандартных блоков

Такие изделия не только разграничивают участки, но и придают дизайну завершенный вид. Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.

Тротуарный бордюр — это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории

продукции:

Поребрик

. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.

Вибролитые бордюры

Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов

Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.

Газонные блоки

. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.

Дорожный камень

. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300

илиМ 500 . Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

Производство бордюров и поребрика

Существует два способа производства бортовых камней:

  • Вибролитье;
  • Вибропрессование.

Изготовление вибролитых бордюров предполагает ручной труд. Готовые изделия отличаются низким качеством. Внутри и снаружи прослеживаются крупные поры, снижающие прочность: долговечность таких камней не более 2 лет. Искаженная геометрия снижает эстетические свойства бордюра.

Вибролитый бортовой камень внутри содержит арматуру. Ей свойственно смещаться ближе к поверхности бордюра. Со временем она стирается или скалывается, обнажая железные прутья. Они начинают ржаветь, отчего бордюр разрушается полностью. Более того, вибролитый поребрик сильно страдает от мороза.

Метод вибропрессования полностью автоматизирован. От вибролитья отличается тем, что не требует дополнительного армирования и при изготовлении бордюра используют меньше воды. Поэтому в структуре изделий меньше пор, отчего прочность становится выше. Вибропрессование позволяет добиться четкой геометрии и производства поребрика разнообразных форм и размеров. Такой поребрик не боится морозов и имеет увеличенный срок эксплуатации без потери эстетических свойств.

↑ Чем покрасить бордюр?

Если есть желание поменять расцветку серых бетонных бордюров, их окрашивают на водной основе фасадной краской. Украсить бетонную поверхность можно водо- и воздухопроницаемым составом, к примеру, на основе акрила.

В ассортименте строительных супермаркетов в наличии специальная краска, предназначенная для бетонного камня. Покрывают поверхность бордюра краской на полиуретановой основе. Данные красящие средства устойчивы к истиранию и воздействию ультрафиолета.

Можно изменить цвет поверхности бордюра особенной краской – дорожным красителем, предназначенный для тротуарной плитки. Краска способна переносить любые перепады температур.

Как изготавливаются бордюры?

Бордюрные камни изготавливают из тяжелых видов бетона, песка, гравия или щебня. Возможно использование гранитной крошки. Компоненты смешивают в специальной емкости и разливают полученную смесь по заготовленным формам.

Далее сырье поступает на вибропресс, где происходит формовка и уплотнение раствора. Метод полусухого вибропрессования позволяет удалить из смеси пузырьки воздуха и добиться максимально равномерного заполнения формы раствором.

Следующий этап — сушка камней. В течение нескольких суток заготовки высыхают и набирают окончательную твердость. На крупных предприятиях применяют технологию пропаривания изделий в камерах с высокой температурой и степенью влажности. Этот метод позволяет вдвое уменьшить сроки производства бордюрных камней.

Готовая продукция подразделяется на несколько видов, которые предназначены для использования в конкретных условиях: в пределах автомагистралей или на тротуарах и клумбах.

Общие требования, предъявляемые к бортовым камням

ЖББК в соответствии с ГОСТ 6665-91 должны отвечать следующим требованиям:

  • Каждое стандартное изделие имеет прямоугольную форму, скос с одной стороны и шероховатую поверхность.
  • Погрешность габаритных размеров может составлять порядка 0,6 или 1,0 см (по длине в зависимости от протяженности изделия); 0,4, 0,5 или 0,6 см (по высоте); 0,4 или 0,6 см (по ширине). Отклонения в плане перпендикулярности торцевых и прилежащих к ним поверхностей могут быть около 0,4 или 0,5 см (это зависит от высоты камня).
  • При производстве изделий используют материалы исключительно высокого качества. Это касается и цемента (марка М500), и гранитной крошки, и песка, и воздухововлекающих добавок. Только так можно добиться высоких показателей по износостойкости, прочности, долговечности, а также устойчивости к значительным нагрузкам механического характера и разнообразным внешним факторам.

На заметку! Для камней, имеющих длину 1,0 метр, используют мелкозернистый бетон; а изделия, протяженность которых составляет 3,0 и 6,0 метров, производят из тяжелого бетона.

  • Производство изделий происходит способом вибрационного прессования (полусухого) с помощью специального оборудования.
  • Класс бетона, который определяется в зависимости от прочности на сжатие, должен быть либо В30, либо В22,5.
  • Не допускается наличие трещин на поверхности изделия. Исключение составляют едва заметные поверхностные раковины, имеющие длину до 5 см и ширину около 0,01 сантиметров (не более). Количество трещин на 1 квадратном метре поверхности камня не должно быть больше, чем 5 штук.
  • Касательно морозостойкости марка бетона предусмотрена следующая: F300 (для районов с температурами окружающего воздуха ниже -45 градусов), F200 (от -15 до -45 градусов включительно), F150 (от -5 до -15), F100 (от 0 до -5).
  • Цвет изделий предусмотрен только серый (причем, равномерный по всей глубине).

Важно! Окраска бордюра в какой-либо цвет является нарушением

  • Бордюрный камень должен быть закреплен надежным образом. Поэтому его заглубляют на ⅔ высоты изделия в целом.
  • Для удобства погрузки/выгрузки и монтажа бордюрных блоков, имеющих значительный вес, предусмотрены специальные петли.
  • Изделия должны иметь низкую гигроскопичность, чтобы в процессе кристаллизации воды они сохраняли свою целостность и не разрушались. Так, водопоглощение для камней из мелкозернистого бетона должно быть порядка 6%, а из тяжелого всего 5%.
  • Армирование обязательно для изделий, имеющих длину от 3 метров и больше.
  • Для магистральных дорог высота бордюрного камня должна составлять 45 см, а для внутриквартальных проездов – 15/18 см.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Установка бордюров из пластика

Изделия из пластика имеют разнообразные формы, размеры и цветовое решение. Для укладки таких бордюров не требуются особые подготовительные работы в виде рытья ямы для фундамента. Работы начинают:

  • с выбора контура дорожек на участке, какой высотой будут бордюры. Внешняя сторона всех бордюров имеет отверстия, куда вбивают молотком колышки для крепления. Это надёжная фиксация, не требующая дополнительных усилений;
  • бордюры из пластика хорошо стыкуются и гнутся, поэтому из них хорошо формируются дорожки с изгибами. После закрепления бордюров занимаются укладкой плитки на дорожках. Бордюр может быть полностью скрытым, установленным на одном уровне с плиткой, что не скажется на его защитных функциях плиточного покрытия.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

  • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
  • Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
  • Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
  • Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
  • Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках, нарекания вызывают такие нюансы:

  • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
  • Материал хорошо горит.
  • Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий